Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

РЖД выйдут из числа совладельцев «Трансмашхолдинга»

РЖД продают 25-процентную долю в своем крупнейшем поставщике локомотивов и пассажирских вагонов – «Трансмашхолдинге». Монополия хочет выручить 13 млрд руб. за долю, которую сегодня иметь «неправильно с рыночной точки зрения», считает Владимир Якунин
Рабочие собирают вагоны в рамно-кузовном цеху Тверского вагоностроительного завода ЗАО «Трансмашхолдинг»
Рабочие собирают вагоны в рамно-кузовном цеху Тверского вагоностроительного завода ЗАО «Трансмашхолдинг» (Фото: РИА Новости)

«Российские железные дороги» хотят продать 25% голландской компании The Breakers Investments, единственного акционера «​Трансмашхолдинга». Такое решение принял совет директоров РЖД 2 февраля, заявил президент монополии Владимир Якунин. «На рынке появились другие производители подвижного состава, поэтому неправильно с рыночной точки зрения, что РЖД имеют миноритарную долю в одном из них», – объяснил РБК принятое решение Якунин.

Он оценивает долю РЖД в The Breakers Investments в 13 млрд руб., сообщил он агентству ТАСС. По словам Якунина, он уже получил официальное письмо от остальных акционеров голландской структуры, заинтересованных в покупке доли РЖД. Оставшиеся доли в ней принадлежат Искандеру Махмудову, Андрею Бокареву, их партнерам и французской Alstom (25%).​

В решении о продаже доли в ТМХ нет никакого конфликта с остальными акционерами, сказал РБК председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов. Монополия входила в этот актив, чтобы получить гарантированную поставку локомотивов, сейчас он сам работает стабильно, сказал Андросов. «По логике реформы РЖД мы выходим из всех конкурентных компаний: как из перевозчиков, так и из производителей. Компании сейчас необходим капитал из-за тяжелой экономической ситуации, чтобы финансировать свою программу капитальных вложений», – заявил Андросов. Он добавил, что РЖД неизбежно останутся крупным заказчиком ТМХ.

Представитель «​Трансмашхолдинга» отказался от комментариев, сказав, что отношения между акционерами не касаются бизнеса компании. Близкий к компании источник и собеседник, близкий к Якунину, не исключают, что Махмудов и Бокарев могут выкупить долю РЖД. От подробных комментариев он отказался. «Alstom приняла к сведению решение совета директоров РЖД. Как акционеры ТМХ, оставляем за собой право рассмотреть все возможности приобретения акций», – сказал РБК представитель французского концерна.

РЖД в условиях кризиса нужны деньги, поэтому руководство компании решило избавиться от актива, на который не оказывает большого влияния, объясняет близкий к монополии источник. Этот пакет был финансовым вложением, настало время его продать, утверждает он. Процедура продажи и переговоры с потенциальными покупателями займут несколько месяцев, никто не рассчитывает, что РЖД завтра получат всю сумму, добавляет источник. Это не внезапное решение, оно обсуждалось, в том числе с остальными акционерами ТМХ, с середины прошлого года. Это не означает, что ТМХ перестанет получать заказы РЖД, холдинг – слишком крупный производитель и монополист по некоторым видам продукции, говорит близкий к РЖД источник.

В 2007 году, когда монополия решила стать за 9 млрд руб. совладельцем молодого российского машиностроительного холдинга, собранного из вагонных и локомотивных заводов Андреем Бокаревым и Искандером Махмудовым, глава РЖД говорил совсем по-другому. РЖД получают компанию «с передовыми технологиями», собираются «локализовать производство в России и потом с большой выгодой ее продать», говорил Якунин (цитата по Интерфаксу). О том, что этот момент наступил, Якунин объявил в ноябре 2014 года, но уже в декабре говорил в интервью каналу «Вести-24», что «на таком рынке что-либо продавать маловыгодно».

«Трансмашхолдинг» в Москве

В декабре 2014 года «Трансмашхолдинг» (ТМХ) выиграл крупнейший в истории контракт на поставку 768 вагонов для Московского метрополитена и последующего их обслуживания сроком на 30 лет стоимостью 133 млрд руб. Ранее, весной 2014 года, ТМХ получила от московской мэрии заказ еще на 832 вагона. Этим конкурсом также интересовались и другие производители – консорциумы Уралвагонзавода и Bombardier, «Синары» и CAF, Siemens и «Русских машин». Но подать заявку решился только «Трансмашхолдинг», которому и достался гигантский контракт, входящий в десятку крупнейших государственных закупок прошлого года. Потенциальные претенденты были недовольны условиями конкурса, посчитав их адаптированными под ТМХ, и даже написали жалобу в ФАС. Этот лот в современных условиях точно надо было отдавать чисто российскому производителю, говорил в интервью РБК в середине января гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко. Мытищинский завод «Трансмашхолдинга» оказался единственным российским предприятием, производящим вагоны метро на территории России, после того как несколько лет назад обанкротился петербургский «Вагонмаш».

Упала загрузка

С начала года заводы ТМХ сидят без заказов от своего основного партнера – РЖД. Так, у Тверского вагоностроительного завода пока подтвержден только заказ на 25 пассажирских вагонов для Федеральной пассажирской компании, то есть всего 2% от его мощности, рассказал РБК близкий к заводу источник. На прошлой неделе ТМХ объявил о приостановке работы Новочеркасского электровозостроительного завода с 1 февраля из-за отсутствия подтвержденного заказа РЖД на этот год. Его сотрудники отправлены в простой. ТМХ вообще может существенно сократить количество людей, уволив в этом году несколько тысяч сотрудников, говорит близкий к компании источник. Представители ТМХ и РЖД это не комментируют.

У РЖД нет денег на инвестиционную программу, поскольку Министерство финансов задерживает выкуп инфраструктурных облигаций на 100 млрд руб., из которых монополия и должна расплачиваться с поставщиками, объяснили РБК два источника, близких к обеим сторонам. По словам близкого к РЖД источника, монополия рассчитывает подтвердить заказы поставщикам с 1 апреля.

Выехали на локомотивах

Собирать активы для «Трансмашхолдинга» совладельцы Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов и его партнер Андрей Бокарев начали в 2002 году, скупая вагоностроительные и локомотивные заводы. Сейчас в составе холдинга 17 предприятий. Они производят электровозы, тепловозы, пассажирские вагоны и подвижной состав для метрополитена. В 2007 году совладельцем холдинга стали РЖД и французская Alstom, выкупившие пакеты акций по 25% каждая. Еще одним миноритарием The Breakers Investments был Максим Ликсутов. Он продал свою 8-процентную долю Махмудову, Бокареву и менеджерам компании в 2012 году, став вице-мэром Москвы, отвечающим за развитие транспортного комплекса.

ТМХ – самый крупный поставщик подвижного состава для РЖД и ее пассажирских «дочек». В частности, у холдинга есть контракт с монополией на поставку 1008 тепловозов и электровозов на 2015–2017 годы. Только за прошлый год железные дороги купили у «Трансмашхолдинга» 660 локомотивов на 76,5 млрд руб. По данным Forbes, около 70% продукции «​Трансмашхолдинг» поставляет РЖД, на $2–3 млрд в год. Всего же с 2008 по 2012 год «​Трансмашхолдинг» освоил 370 млрд руб. средств бюджета и госмонополий (включая метрополитены), писал журнал.

В рейтинге Forbes за 2014 год Махмудов занимает 23-е место, его состояние оценивается в $6,1 млрд, состояние Бокарева (65-е место) – в $1,5 млрд.

В конце ноября Бокарев побывал на встрече с президентом Владимиром Путиным, на которой признал, что у его холдинга «есть проблемы с текущим финансированием». «И вагоны метро, и электропоезда для пригородного сообщения связаны с тарифной политикой, а поскольку (ее) направление у всех этих субъектов связано с сохранением стоимости билетов, то понятно, что уровень финансирования, который мы сегодня должны получать, имеет определенное ограничение в процентной ставке», – говорил Бокарев Путину (цитата по kremlin.ru). Совладелец холдинга попросил президента о выделении субсидий на компенсацию части процентной ставки по кредитам. 

«Трансмашхолдинг» в цифрах

1102 секции электровозов и тепловозов реализовал «Трансмашхолдинг» в 2013 году, установив рекордный показатель

194 единицы составили поставки маневровых тепловозов, увеличившись  на 90% по сравнению с 2012 годом

283 секции магистральных грузовых тепловозов произвел ТМХ в 2013 году, на 66% больше, чем в 2012-м

На 13%, до 549 штук, 
увеличилась реализация вагонов метро в 2013 году по сравнению 
с предыдущим годом

Источник: годовой отчет ТМХ за 2013 год

Уголь и «Аэроэкспресс»

Помимо ТМХ, Искандер Махмудов является контролирующим акционером УГМК, объединяющей около 50 предприятий в горнодобывающей отрасли и цветной металлургии. В 2012 году консолидированная выручка УГМК (без учета угольных активов) по МСФО составила 195,4 млрд руб., увеличившись на 5,4% по сравнению с 2011 годом, чистая прибыль – 32,8 млрд руб. (+52,6%; более актуальных данных финансовой деятельности компания не раскрывает). Крупным акционером УГМК является давний партнер Махмудова Андрей Козицын. Среди акционеров компании также назывались Игорь Кудряшкин и Эдуард Чухлебов.

УГМК, в свою очередь, контролирует одну из крупнейших российских угольных компаний «Кузбассразрезуголь», совладельцем которой назывался Андрей Бокарев. В 2013 году компания добыла 43,9 млн т угля, выручка в 2013 году, по данным СПАРК, составила 52,3 млрд руб., чистый убыток – 1,7 млрд руб.

Махмудов и Бокарев совместно владеют 13% транспортной ООО «Трансойл» и являются собственниками ООО «Московская пассажирская компания». Махмудову также принадлежит  17,5 % ООО «Аэроэкспресс» (выручка в 2013 году, по данным СПАРК, – 5,3 млрд руб., чистая прибыль – 634,8 млн руб.).

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39