Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Кирилл Мартынов

Вперед, в прошлое: как памятник железному Феликсу отменяет историю

Историческим событием стало то, при каких обстоятельствах памятник Дзержинскому был снят. Тогда это был выбор людей, стоявших у истоков новой России. И уважать их выбор сегодня уже не хотят

​Бой за Феликса

Коммунисты хотят вернуть железного Феликса на почетное место, откуда его попросила толпа 24 года назад, в 91-м. Без Феликса Лубянка кажется коммунистическому сердцу пустой и голой. Ради заполнения этой пустоты коммунисты даже готовы вывести москвичей на специальный референдум, снабдив последний также вопросами о здравоохранении и образовании в столице. Про другие вопросы, не касающиеся памятника руководителю ЧК, никто не вспоминает, так что неясно — кто кого тут прикрывает: Дзержинский — здравоохранение или наоборот.

Коммунисты шли к своей цели — предложить жителям столицы высказаться за одного из соратников Ленина в его монументальном обличии — долгих пять лет. Первый бой за Феликса был проигран ими в 2011 году в Верховном суде. Но теперь у нас другие времена и другая страна. Возвращение Феликса может стать реальностью.

Я не считаю себя антикоммунистом. Я выступал против законов, связанных с запретом коммунистической символики, принятых в Киеве. Мне кажется, что советский период истории не стоит забывать — и уже поэтому не стоит запрещать его символы. Даже по поводу выноса тела Ленина из Мавзолея могут быть самые разные аргументы. В конце концов, говорят, он просто мирно лежит там, примерно как страусы Януковича просто жили у него в Межигорье, — и никому не мешает.

Но с возвращением Феликса на Лубянку другой случай. Здесь нам предлагают совершить специальное усилие, чтобы отменить историю, а не поддержать ее. Потому что история творилась не тогда, когда скульптор Вучетич изваял своего Дзержинского в 1958 году, а когда вечером 22 августа 1991 года, после победы демократических сил над ГКЧП, к памятнику пришли люди, вооруженные постановлением Моссовета и строительным краном, — и сняли Дзержинского с постамента.

Событием, историей было не изготовление памятника и не его установка, а то, при каких обстоятельствах он был снят. Историческая справедливость, о которой любят сейчас рассуждать коммунисты, состоит поэтому не в том, чтобы вернуть Дзержинского на то место, которое он занимал в 1958–1991 годах. А в том, чтобы уважать выбор людей, стоявших у истоков государства, в котором мы сейчас живем, — новой России. Но уважать не хотят.

Коммунисты, к которым сегодня присоединяются самые неожиданные фигуры, наоборот, хотят возрожденного Советского Союза, реванша ГКЧП и, более того, считают, что они в этой исторической реальности и существуют сегодня. Их надежды укрепляет Крым и риторика конфронтации с Западом. Закрываем глаза — и словно на дворе благословенные 70-е, железный занавес, тяжелый смог окутал Вашингтон и крылатые ракеты. Конечно, в такой реальности, взятой словно бы из романа Филипа Дика, на одной из главных площадей страны очень нужен железный Феликс.

Отменить самих себя

Коммунистам все это было бы простительно, в конце концов, у них такое ретро-мировоззрение, и под соответствующими лозунгами они существуют еще с начала 90-х, все больше обрастая тиной. Но недавно о чем-то очень похожем рассуждал министр обороны Шойгу. Он когда-то был из молодых демократов, вошел в политическую элиту членом команды Ельцина и всей своей нынешней карьерой обязан событиям 1991 года. Но сегодня это уже забывается.

На форуме «Армия-2015» Шойгу выступил в том духе, что «коллапсы 1991 и 1993 года в России» не должны повториться. И почему-то поставил эти «коллапсы» в один ряд с цветными революциями, с которыми армия будет бороться. Пока заказывая специальные научные исследования. То есть Шойгу предлагает отменить сам себя. Помните, Олимпиаду и сон девочки?

История России закончилась во времена СССР, события после 1991 года мы вычеркиваем из нашей памяти. Вместе с институтами демократии, какими бы они ни были, и Конституцией. На их место встает феникс Феликса. Возможно, коммунисты в своем новейшем увлечении религией и в ходе романа с РПЦ постепенно переходят уже к магической обрядности, это следующая стадия архаизации сознания и настоящая магия.

Вернем Феликса, отменим реформы и проклятые 90-е, вернемся туда, где пионеры в накрахмаленных рубашках (Зюганов говорит, Дзержинский очень любил детей) и автоматы с газировкой.

Камень раздора: вызывающие споры памятники историческим фигурам
Фотогалерея 

Владимир Эдмундович Дзержинский

Культурная политика, связанная с памятниками, представляет собой проблему по всему миру: увековечивать на городских площадях нужно таких людей, которых по меньшей мере завтра никто не придет валить. При этом большинство монументов исторически были связаны с королями, вождями и полководцами. И стояли они часто в тех странах, которые были ими когда-то завоеваны и покорены. Если в XIX и первой половине XX века памятники в основном активно устанавливались, то во второй половине прошлого столетия начался настоящий монументопад. Больше всех досталось королеве Виктории, которую после крушения Британской империи сносили и, при хорошем раскладе, увозили в специальные музеи сразу на нескольких континентах. Кстати, Дзержинского демократы в 1991 году тоже не разнесли по кусочкам, а мирно сослали в парк ненужных вещей, и до сих пор он в «Музеоне» мирно покоится.

Не известно случаев, когда памятник был бы снесен толпой, а потом через четверть века некая политическая сила при поддержке чиновников вдруг вернула бы его обратно. Причем без всяких гарантий, что толпа не вернется. Мы с Феликсом снова хотим быть уникальными.

Вообще, за Лубянку идет конкуренция: место видное, хорошо просматривается из Детского мира и ФСБ. В РПЦ вроде были не против установки на площади памятника князю Владимиру. Но потом Владимир как проект переехал на Воробьевы горы, видимо решили, что с Лубянкой слишком много лишних ассоциаций.

Эта политика памятников, конечно, является бриколажом. В данном случае сборкой коллективной памяти из случайного подручного материала, разновидностью постмодернизма. Почему Дзержинский, а не Владимир? Почему бы не установить их обоих? Они могли бы держаться за руки. Третьей могла бы быть Терешкова. Да и кто угодно.

Закончить хотелось бы цитатой модного пермского художника Семакина, который схватил самую суть: «Я однозначно выступаю за возвращение на Красную площадь памятника святому Владимиру Эдмундовичу Дзержинскому».

Об авторе
Кирилл Мартынов Кирилл Мартынов доцент ВШЭ, редактор отдела политики «Новой газеты»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
СК предъявил обвинения четверым полковникам ВСУ в массовых убийствах Политика, 06:17
AstraZeneca обратилась в СК из-за лекарства для диабетиков Бизнес, 06:00
Президент Колумбии выразил заинтересованность во вступлении в БРИКС Политика, 05:47
Буданов пригрозил новыми атаками по территории России Политика, 05:38
Россияне рассказали, чем будут заниматься на майских праздниках Общество, 05:34
Центробанк ЕС осудил идею США передать российские активы ВСУ Политика, 05:30
На Украине спрогнозировали дефицит электричества в четверг Политика, 05:05
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Маск согласился с Дуровым относительно безопасности в городах США Бизнес, 04:43
RTL сообщило об инсценировке смерти и бегстве в Москву миллиардера из ФРГ Общество, 04:22
Над Белгородом сбили 21 воздушную цель, одна женщина пострадала Политика, 03:55
Бастрыкин взял на контроль дело хирурга, который мог калечить клиентов Общество, 03:43
Информатор пожаловался конгрессу на Белый дом из-за ситуации в Нигере Политика, 03:14
В Ростовской области за ночь сбили три беспилотника Политика, 03:01
Названы профессии, в которых больше всего обеспокоены заменой человека ИИ Технологии и медиа, 03:00